г. Санкт-Петербург, ул. Пионерская, 44 лит. Б
Пн-Пт, 10:00-18:00
Авторский дизайн
Более 20 лет мы занимаемся ковкой
Ручная работа
Воссоздание металлодекора архитектуры
Комплексные решения
Многообразие фактуры

Заказать звонок

Нажимая кнопку отправки я принимаю условия пользовательского соглашения

Садово-парковая скульптура из металла

Садово-парковая скульптура из металла

Садово-парковая скульптура из металла

Первые садово-парковые скульптуры из металла появились еще в XIII веке. В 1235 году в одном из храмов города Кара-Корум (Монгольское государство) был возведен девятиметровый фонтан в виде дерева, выполненный из чистого серебра. Постепенно традиция украшать свои владения такими скульптурами прижилась во всех развитых странах мира. Причудливые изваяния из металла можно было встретить во дворцах царей и шейхов. Более современные металлические скульптуры можно увидеть и сейчас наши состоятельные граждане все чаще устанавливают их рядом со своими особняками и коттеджами.В конце XIX столетия в Российской Империи была выкована уникальная скульптура, получившая гран-при на международной промышленной выставке, которая проходила в Париже. Скульптура-победитель представляла собой 3,5-метровую металлическую пальму с десятью изящными веерными листьями. Всеобщее внимание скульптура привлекла к себе тем, что была полностью изготовлена из одного куска железнодорожного рельса. Выковали чудо-пальму кузнецы Юзовского завода Ф. Шкарина и А. Мерцалова при помощи двух простых инструментов & молота и зубила. Сейчас скульптура хранится в музее Санкт-Петербургского государственного горного института. Традиция садово-парковых скульптур, выполненных в виде деревьев-фонарей или деревьев-фонтанов, поддерживалась и в Советском Союзе. Известный художник-монументалист Ю. Пархоменко, работавший в Казахстане, изготовил более 300 необычных металлических деревьев и кустов. Однако со временем интерес художников к детально проработанным деревьям из металла стал угасать, и кузнецы переключились на фантастические кованые скульптуры с более глубоким философским смыслом. Например, литовский кузнец В. Ярутис создал множество оригинальных скульптур из металла, призванных оживить и украсить городские площади и пустыри. Большинство работ В. Ярутиса это кованые скульптуры-растения, «вырастающие» из каменистой почвы. Сразу две скульптуры художника носят название «Весна»; обе они изображают весенние побеги, устремляющиеся к солнцу. Композиция «Цветок» пронизана той же идеей: пробивая камень, юный цветок рвется к теплым солнечным лучам.

Еще одна распространенная тема в садово-парковой скульптуре – это изображения животных. Особенно часто можно встретить кованые скульптуры в виде оленей, медведей, волков и лошадей. 
К этой теме неоднократно обращался выдающийся мастер кузнечного искусства Ярослав Вонк, преподаватель немецкой школы художественных ремесел во Вроцлаве (Польша). Его работы «Лошадь под седлом» и «Олень» являют собой яркий пример свободной кузнечной пластики животной тематики. Еще один подобный пример - скульптура «Жеребенок», выполненная ведущим мастером кузнечной мастерской художественных ремесел города Праги.
В 50-е годы XX века советский скульптор-анималист И. С. Ефимов создал целую галерею скульптур, изображающих птиц и животных. Все эти скульптуры – грациозные антилопы, порхающие голуби, олени, жирафы и бараны – были выполнены из кованой меди. Основная задача художника, по мнению самого Ефимова, состоит в том, чтобы заставить тяжелую медную скульптуру «говорить о себе, что она легкая». Отличительная особенность творений Ивана Ефимова состоит в том, что просветы внутри скульптур воспринимаются не как пустоты, а как нечто живое, реальное и объемное, как часть художественного образа.
Еще одна интересная техника, используемая для создания скульптурных форм, – это метод металлопластики. В этой технике работали кузнецы А. Романов и В. Петруков из Ульяновска – они оформили металлическими скульптурами животных детскую площадку в своем городе. А вот художники-кузнецы из Германии и Великобритании создавали при помощи металлопластики более сложные анималистические композиции.
Впрочем, техника металлопластики и сварки используется не только в анималистической кованой скульптуре. Это могут быть и женские образы, и деревья, и различная атрибутика, и даже скульптуры философской тематики. Довольно интересное решение – кованое дерево или несколько деревьев, расположенные в арочном проеме. Такие скульптуры будут не только закрывать задний план, который не всегда выглядит приглядно, но и создадут на территории садово-паркового участка своеобразную пейзажную картину.
Некоторые скульпторы-кузнецы любят работать со всевозможными промышленными отходами – старыми металлическими трубами, автомобильными запчастями, батареями отопления, гнутыми листами и прочим металлоломом. Если художник в самом деле обладает особым видением, то он может создать из этих материалов оригинальные и необычные скульптуры, которые будут прекрасно смотреться (при наличии подходящего фона).
В заключение хочется остановиться на скульптурах самобытного художника-кузнеца и скульптора по металлу В. Я. Воробьева. Все работы, выполненные этим художником, будь то небольшие настольные композиции или многометровые садово-парковые скульптуры, несут в себе глубокую философскую мысль и являются настоящими произведениями искусства. Взгляните на его миниатюрную композицию «Нотка», и вы увидите не застывшую «мертвую» ноту, аккуратно выведенную на линейках нотной тетради, а живую музыкальную частичку, которая даже звучит, если хорошенько прислушаться. Скульптура «Танец огня» рождает в воображении зрителя настоящий огненный танец, где пляшут языки пламени, перемещающиеся в пространстве.
Работы Валентина Воробьева «Праздник души», «Отшельник» и «Московский патриарх», посвященные религиозной тематике, настолько пронизаны духом Господним, что верующему человеку хочется на них молиться, словно это не скульптуры, а настоящие иконы. Например, скульптура «Праздник души» отражает в себе звук – колокольный звон. Конечно, увидеть звучание колокола глазами невозможно, однако сила и мощь его настолько велика, что под ее действием гнется металл. Скульптура «Московский патриарх» изображает вознесение святого во время чтения Библии, а скульптура «Отшельник» знакомит нас со старым монахом, который стал ангелом и живет в пещере, пронизанной корнями дерева. От этой работы веет тишиной, смирением и отрешенностью, здесь ощущается прямая связь между человеческой жизнью и смертью.
Помните, что красивая и оригинальная кованая скульптура на вашем садовом участке будет не просто украшением – она является ценным художественным произведением и несет в себе некий философский смысл.

Возврат к списку