г. Санкт-Петербург, ул. Пионерская, 44 лит. Б
Пн-Пт, 10:00-18:00
Авторский дизайн
Более 20 лет мы занимаемся ковкой
Ручная работа
Воссоздание металлодекора архитектуры
Комплексные решения
Многообразие фактуры

Заказать звонок

Нажимая кнопку отправки я принимаю условия пользовательского соглашения

Ворота в Петербурге

Ворота в Петербурге

Ворота для Петербурга – один из главных элементов городского убранства, настоящее лицо нашего города. Изящные деревянные ворота поражают туристов красотой пластического решения и тонкостью работы. Ворота, полностью выполненные из металла, могут иметь совсем разный «характер» - они могут быть и консервативно-чопорными (глухие ворота), и легкомысленно-нарядными (полупрозрачные ажурные).

Практически с самого начала строительства Санкт-Петербурга жилые дома и дворы стали отделять друг от друга оградами с воротами, через которые можно было въехать во двор. Усадьбы высокопоставленных сановников выглядели несколько иначе – сам особняк, как правило, стоял в глубине участка и отделялся от улицы большим парадным двором. Двор, в свою очередь, огораживали ажурной металлической решеткой с воротами, напоминающими миниатюрную триумфальную арку. В качестве примера здесь можно назвать Екатерининский дворец в Пушкине, «Фонтанный дом» и Воронцовский дворец.

Ко второй половине XVIII столетия город стал застраиваться в очень быстром темпе, и новые дома смыкались друг с другом, образуя так называемый «сплошной фасад», столь характерный для петербургской архитектуры. Арочные въезды во двор стали неотъемлемой частью городских зданий. Примером таких ворот, выполненным в стиле барокко, служат ворота Строгановского дворца на Невском проспекте. Созданные по проекту Бартоломео Растрелли, они дошли до наших дней практически без изменений.

Когда на смену пышному барочному стилю пришел строгий классицизм, конструкция деревянных ворот осталась неизменной, однако их композиция была до предела упрощена. Ворота, выполненные в классическом стиле, обычно имеют прямоугольную форму. Арочная композиция со скругленной верхней частью встречаются гораздо реже.

В эпоху ампира – позднего классицизма – в моду вошло украшать створки ворот декоративными элементами, изображающими военное снаряжение древнеримских воинов.

В конце 30-х годов XIX столетия в арках петербургских дворов стали появляться металлические ворота. Примерно в это же время в русской архитектуре широкое распространение получил новый стиль – эклектика. В эпоху классицизма примером для подражания служила античная архитектура, а теперь архитекторы обратились и к другим историческим прототипам.

Строительный бум в Петербурге пришелся на вторую половину XIX столетия. В это время сильно вырос спрос на всевозможные конструкции из металла, а также декоративные изделия из чугуна или стали. К 50-м годам XIX века металлические ворота стали изготавливать преимущественно на заводах. Подробные сведения о механических заводах, где выпускали ворота, можно узнать из рекламных проспектов того времени. Среди самых крупных и известных можно назвать художественно-строительный слесарный завод Карла Винклера и чугунолитейный механический завод Сан-Галли.

Обыватели среднего класса чаще всего заказывали для своих домов глухие металлические ворота; также были популярны ритмические и модульные варианты. Металлические ворота с глухими полотнами по своей композиции близки к деревянным филенчатым воротам. Их отличает лишь ажурная рама из меандра, которая окаймляет створки.

Если один вертикальный элемент ворот повторяется несколько раз, мы имеем дело с ритмической композицией. Таким повторяющимся элементом может быть копье, сильно вытянутая волюта или геометрическая фигура – ромб, овал, узкий прямоугольник. Ворота ритмической композиции кажутся ажурными, их кованый орнамент «читается» на просвет.

Если один и тот же элемент повторяется не только в вертикальном направлении, но и в горизонтальном, значит, перед нами ворота модульной композиции. Створки таких ворот похожи на ковры с геометрическими орнаментами.

Ворота, ведущие в особняки богатых и знатных господ, впечатляют и своими габаритами, и формами, и причудливыми декоративными украшениями. Как пример здесь можно привести ворота Ново-Михайловского дворца, выполненные в необарочном стиле. Архитектор А.И. Штакеншнейдер, по проекту которого они были созданы, использовал типичные барочные элементы: кольца, волюты, стилизованные линии и сложные петли. Верхняя часть ворот выполнена в виде полукруга, благодаря чему створки имеют красивый арочный контур. В самом центре композиции – монограмма великого князя Михаила Николаевича, вписанная в овал.

В последнее десятилетие XIX века в России получает распространение новый стиль, пришедший из Западной Европы – арт-нуво, или модерн. В моду входят всевозможные растительные орнаменты. Конечно, такие орнаменты присутствовали в архитектуре и раньше, однако они были статичными. Модерн внес в растительные мотивы динамику, позволил создать впечатление естественного роста растений. Вот только один из приемов: цветущие кованые верхушки стеблей из металла выводятся за верхнюю обвязку створок ворот. И человеку кажется, что металлическое растение тянется вверх, преодолевая окружающую инертную среду.

Для ворот эпохи модерна характерны пластичные линии, изгиб которых напоминает росчерк пера, «удар бича», элементы в форме гриба, динамичные цветочные композиции (пример – ворота доходного дома на ул. Дивенской). Архитектуре модерна свойственна гармония, близкая с природной.
С годами Петербург сильно изменился. Многие интересные с архитектурной точки зрения ворота лишились былого лоска и выглядят обветшало, другие же и вовсе не сохранились до нагих дней. Возрождение петербургского металлического декора началось совсем недавно – чуть более одного десятилетия назад.


Возврат к списку